АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в.
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания.
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов.
АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно.
БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения.
БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы.
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема.
ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя.
ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей.
ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера.
ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной
подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение.
ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения.
ИРОНИЯ — скрытая насмешка.
КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или
лиц.
КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
КОДА — заключительный, добавочный стих.
КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.
КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой.
КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли.
ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение.
МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха.
НЕОЛОГИЗМ — новое слово.
НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов.
ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения.
ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении.
ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме.
ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание.
ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в
произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении.
ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение.
ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя.
ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения.
РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого.
РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
САРКАЗМ — язвительная насмешка.
САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная
речь.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного
произведения.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением.
ТЕМА — объект художественного отражения.
ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения.
ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом
слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более
мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки.
ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
ЭПИТЕТ — образное определение.
ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.